К столетию СССР: лучшие автомобили страны советов

К столетию СССР: лучшие автомобили страны советов
07:31, 30 Дек.

Сегодня, 30 декабря исполняется ровно 100 лет со дня основания Союза Советских Социалистических Республик. Относиться к СССР можно по-разному, но просто так взять и не вспомнить главные автомобильные достижения страны — решительно невозможно.

Итак, раздаем премии в девяти главных номинациях. На старт, внимание… Лучший легковой автомобиль — ГАЗ-21 Если бы не он: ВАЗ-2101 Оставить ненужные споры не получится. У каждого, пожалуй, найдется свой кандидат на роль лучшего советского автомобиля.

В ком-то заговорит ностальгия, другие обратятся к логике и цифрам, третьим просто не нравится «Волга». Стоп! Что значит не нравится?! Это, наверное, и есть самый главный талант машины Юрия Гагарина, Юрия Деточкина и Юрия Никулина (три Юры сразу, можно загадывать желание!): у нее совсем нет хейтеров.

Первая «Волга» не самая прогрессивная по конструкции, не самая большая по тиражу, не самая популярная за рубежом. Её сила в другом. Появившись в конце 1950-х, ГАЗ-21 стал для страны одним из символов оттепели.

Надеждой на светлое будущее, в котором у советского человека, кроме естественной гордости за космические свершения и покорение арктического шельфа, будут еще и своя квартира, свои сбережения, свой автомобиль.

И не абы какой, а большой и красивый как «Волга»! В том, что эти надежды не оправдались, ГАЗ-21 уже точно не виноват. Лучший внедорожник — ВАЗ-2121 «Нива» Если бы не он: УАЗ-469 Она вполне могла оказаться и победителем первой номинации.

И точно выиграла бы приз зарубежных покупательских симпатий. Ни один другой автомобиль в истории СССР не уходил на экспорт такими тиражами как «Нива»! Да, речь «всего» о полумиллионе машин за 40 лет.

Нынешний RAV4 больше экспортируется за один год. Но для советской модели это огромное достижение. Заметим, достижение созданное собственными руками. Без заимствования, подглядывания и переосмысления. «Нива» своя, полностью отечественная разработка — от компоновки до дизайна.

И что еще важнее — разработка, высоко оцененная мировой автомобильной элитой. Мы даже сейчас не про знаменитое письмо инженеров Suzuki Петру Прусову, обращавшихся к автору «Нивы» как к крестному отцу «Витары».

Берите выше. В сегодняшнем всепоглощающем буме внедорожников и кроссоверов большая заслуга и машины с легко запоминающимися буквами индекса — 2121. Лучший гоночный автомобиль — Lada VFTS Если бы не он: Москвич-Г4 И снова сложный случай… Реальных полновесных и неоспоримых достижений в истории советского автоспорта не то чтобы мало — их практически нет.

Успехи «Москвичей» в трансконтинентальных ралли на рубеже семидесятых? При всем уважении, это отнюдь не победы в общем зачете.

Громкие триумфы КамАЗа в «Дакаре»? Они пришлись уже на эпоху после распада СССР… Давайте просто отметим профессионализм команды прибалтийского гонщика и конструктора Стасиса Брундзы. В советское время эти парни построили в Вильнюсе по-настоящему крутой автомобиль группы B! Lada VFTS была, пожалуй, самым совершенным ралли-каром СССР.

Облегченный кузов, крутой боди-кит, 180 сил, кулачковая коробка и еще где-то с миллион улучшений по сравнению со стоковой «пятеркой», превратили заднеприводный ВАЗ-2105 VFTS в один из лучших раллийных автомобилей мира.

Своего класса разумеется. Это доказано не только победами в «Кубке дружбы» соцстран: Lada VFTS хорошо смотрелась и на этапах чемпионата мира, неизменно сражаясь за первое место в классе.

Лучший грузовик — КамАЗ-5320 Если бы не он: ЗИЛ-130 Пусть он не совсем КамАЗ — прототип первого грузового автомобиля Камского завода это всего лишь отданный «на аутсорс» ЗИЛ-170В — но его важность для СССР невозможно переоценить.

Когда стране страшно не хватало современных, выносливых и экономичных грузовиков, как в сказке появился он. Сначала в чистом поле вырос огромный завод, а затем заколосились рекордные тиражи грузовиков.

Только представьте — всего через 12 лет после запуска главного конвейера КамАЗ отпраздновал выпуск миллионного грузовика. Размах! Вообще кого-то удивляет, что черты оригинального 5320 вполне угадываются и в облике современных КамАЗов? Лучший концепт — Москвич-408 Турист Если бы не он: МАЗ-2000 «Перестройка» Автомобильный дизайн, вопреки расхожему мнению, в Советском Союзе был.

И хороший тоже. Классных концептов, придуманных и построенных в СССР, хватит даже не на книгу — на многотомный сборник.

Как выбрать из них лучший?. Москвич-408 Турист был бы в числе финалистов любого хит-парада. Даже базовый 408-й седан — один из самых сбалансированных и изящных автомобилей Европы первой половины шестидесятых.

Не зря главный конструктор АЗЛК Александр Андронов считал дизайн семейства 408/412 эталонным. В виде спортивной двухдверки со съемным верхом и вовсе получилась песня. Сексапил на колесах, который если что и портит, то лишь неуместное слово «Турист» в названии.

Гораздо лучше смотрелся бы вариант «Москвич-408 GT». Он того заслуживал на все сто. Лучший автобус — ЛиАЗ-677 Если бы не он: ЗИЛ-118 «Юность» Мы вновь приготовились отбивать атаку несогласных.

Да, ЗИЛ-118 в свое время казался будущим автобусостроения. «Юность» опьяняла своей непринужденной привлекательностью, пачками забирая призы на международных выставках. Но что значили единицы выпущенных 118-х для огромной страны? Для большинства «Юность» на агрегатах правительственного лимузина казалась недостижимой, как иномарка — только с клеймом Сделано в СССР.

На ЗИЛ-118 смотрели как на летающую тарелку. Смотрели из салона настоящего народного автобуса ЛиАЗ-677.

Он был неидеален, как и жизнь в Советском Союзе, но подобно исчезнувшей стране умудрился оставить о себе лишь самые добрые воспоминания. В «Луноходе» всегда находилось место для всех. Пусть даже и стоячее. В нем всегда было очень мягко и очень-очень тепло.

И даже «звон бутылок» изношенных крестовин кардана казался не врожденной болячкой ЛиАЗа, а живинкой любимого автобуса. Лучший дизайнер — Юрий Долматовский Если бы не он: Владислав Пашко За дизайнера говорят его работы — автомобили.

Особенно те, что не остались яркой фантазией на бумаге, а воплотились в реале металла, стекла и пластика. У Юрия Ароновича Долматовского таких как минимум три. Все новаторские, намного опередившие время — НАМИ-013, «Белка», такси ВНИИТЭ-ПТ.

Многие знания, как водится, ведут к многим печалям. Новаторское мышление и стиль Долматовского не оценили, серийных моделей на его счету нет. Зато есть нечто большее. Юрий Аронович был не просто дизайнером, он огромный фанат и прекрасный популяризатор автомобилей.

Его книгами, его рисунками болели сотни тысяч советских мальчишек. Самые талантливые и целеустремленные из их числа со временем сами превратились в инженеров и дизайнеров.

Другим, кому повезло меньше, стали журналистами и просто людьми, через всю жизнь пронесшими любовь к автомоблям. Спасибо! Лучший конструктор — Андрей Липгарт Если бы не он: Петр Прусов Первый советский автомобиль НАМИ-1 , легендарные «Эмка» и «Победа» , уникальный по конструкции ЗИМ , труженик ГАЗ-51 — перечислили только самые важные проекты в карьере Андрея Липгарта, а будто перелистнули половину истории автопрома СССР.

Влюбленный в свое дело энтузиаст, он всю жизнь посвятил автомобилям, а взамен получал не только заслуженные почести и уважение.

Липгарт на себе прочувствовал и жестокость системы. Повезло ещё: с должности главного конструктора ГАЗа его сняли в 1951-м, а не скажем десятью годами раньше.

Тогда бы ссылкой в Миасс простым рабочим завода «Урал» эта история не закончилась… Лучший бренд — «Лада» Если бы не он: ГАЗ Может быть что-то обидное в том факте, что самый важный автомобильный бренд СССР создавался с помощью итальянцев? Нисколько.

Разве учиться может быть стыдно? Автомобильная промышленность в стране, конечно, была и до ВАЗа. Но именно Волжский автозавод перевел отечественную автоиндустрию на рельсы рыночной экономики. Именно «Жигули» создали здоровую конкуренцию, без которой невозможен прогресс.

Оглядываясь на ВАЗ, из вечной зоны комфорта вышел АЗЛК. Пусть ни к чему хорошему эта история и не привела. В общем-то неудивительно, что сегодня Lada остается единственным отечественный брендом легковых автомобилей, у которого есть хоть сколько-нибудь внятная стратегия развития и хоть какие-то перспективы.

Звучит, может быть и не слишком оптимистично, но у других нет даже этого… /m.

Рубрика: Автоновости. Читать весь текст на motor.ru.